Cтихотворение с сайта http://stanza.zuzusoft.com
Ответ Зрителя - Актрисе
27-Nov-01 00:43
Автор: Техник
Исходно написано как отклик на два стихотворения на вечную тему "весь
мир - театр"...
(1) Отповедь
Вам - другой, которая себя
Каждый день играет неумело,
О себе - без маски - не скорбя
(Или..? Впрочем, мне-то что за дело...) -
Никогда на сцену не взойти
В отрешеньи роли, как в вуали.
Зритель - если есть - всегда один:
В храме, как и в театральном зале.
На коленях перед алтарём,
Или стоя в жёстком свете рампы,
У себя самих взаймы берём
Жесты, мысли и другие штампы.
Блеск биноклей, шелест вееров,
Браво, бис, цветы и комплименты. -
Всё же, сбросив роли прочь покров,
Вы прожили Истины моменты!
Вспыхнет в зале свет. (В сиянье дня
Одиноко выйдете из храма.)
Вам не уберечь в себе огня,
От себя скрываясь так упрямо.
Не покинуть кресла мне. Пустых
Кресел ряд - мне вечная обитель.
Итого - два вывода простых:
Не-Актриса - Вы. А я - не-Зритель...
(2) Мольба
Мне уйти нельзя: антракта нет
В этой пьесе, ровно в жизнь длиною.
Там у вас, на сцене, - звук и свет;
Зал меня - окутал пустотою.
За меня играют жизнь мою.
Как же мне не восхищаться теми,
Кто, у бездны зала на краю,
Не даёт моей угаснуть теме?
Сам бы я не смог себя сыграть.
Благо, мне таланта и не нужно:
Лицедеев слаженная рать
Мой спектакль ведёт к финалу дружно.
И цветы, конечно, принесут
Вам - потом, в итоге - за кулисы.
И возможно, будет Страшный Суд.
Но пока... Играйте же, Актриса!
(март 2001)
|
"Мне уйти нельзя: антракта нет/ В этой пьесе ровно в жизнь длиною"
Сразу же в первых строках
возникает ощущение напряженной ограниченности. Ограничен в своих перемещениях
зритель, ограничены актеры рамками пьесы, четко ограничена даже длина пьесы
- ровно одной жизнью.
"Там у вас, на сцене, - звук и свет;/ зал меня - окутал пустотою"
И эта напряженность переходит
в прямое противостояние. Весь мир оказался поделенным на две части. Ограниченное
пространство сцены, пусть и очень большое, шумное и ярко освещенное, противопоставляется
бесконечно пустому залу. При этом главный герой "окутан" (ограничен!)
- находится в неподвижности, одиночестве и, видимо, темноте.
"За меня играют жизнь мою."
Вот оно и появилось
явное признание, что разыгрываемая на сцене пьеса не совсем обычна. Здесь я
бы хотела сделать небольшое отступление и вспомнить о роли и значении Театра.
Искусство игрового изображения событий реальной жизни одно из самых древних.
Даже прежде, чем идти охотится на мамонта, наши предки предварительно устраивали
некоторое представление - символический обряд охоты. Современное театральное
действие также можно назвать неким обрядом. Для зрителя возникает цепочка действие
- созерцание - умозаключение. Театр - это наш способ взывания к себе, познания
нашей сущности. В самых высших своих проявлениях, в трагедии, театр сливает
воедино жизнь и смерть. В происходящем на сцене ярко проявляется алогичность
нашей жизни и невозможность достижения гармонии. Страдания и переживания актеров
зритель наблюдает со стороны, и они приобретают для него отстраненный, не-личный
характер. Тем самым человек становится на краткий миг на одну ступень с богом.
Однако напомню, на сцене
идет не простая пьеса, а пьеса длиною в жизнь. Увидеть свою жизнь со сцены означает
перейти на новый уровень ее осознания. Ясно признать ее конечность, обрести
понимание истины: жизнь и смерть неотделимы друг от друга.
"Как же мне не восхищаться теми,/ кто, у бездны зала на краю,/ не дает
моей угаснуть теме?/ Сам бы я не смог себя сыграть./ Благо мне таланта и не
нужно./ Лицедeев слаженная рать/ Мой спектакль ведет к финалу дружно."
Но вернемся к строчкам
стиха. Семантический ряд ограниченности и неподвижности в них только усиливается.
Так бывает во сне: хочешь закричать, убежать, но не можешь пошевелиться. В страхе
застываешь, как за стеклом, над краем бездны - без дна, в пустоте и темноте.
Там и находится главное действующее лицо, наблюдая, как его жизнь на сцене ведут
к финалу. В каком-то смысле и во сне мы каждый раз умираем, чтобы утром снова
воскреснуть. Последняя ниточка, связывающая его с миром света и звука - угасающая
"тема". Однако, сцены, которые он наблюдает со стороны, таят в себе
какой-то неясный изъян, фальшь. Сам герой не в состоянии ничего изменить, жизнь
развивается по заранее заданному сценарию, хорошо отрепетированному. Как хорошо
сказал об этом Б.Пастернак "…Но продуман распорядок действий/ И неотвратим
конец пути…"
И опять я позволю себе
небольшое отступление про театр. Надевая маску, актер перевоплощается и отказывается
от собственного "Эго", он внемлет лишь своему Пану (драматургу) и
становится свирелью в его руках. Однако истинное актерское искусство состоит
в том, чтобы не перейти грань между абсолютным перевоплощением в своего персонажа
и "игрой". Любой актерский жест и действие - это имитация истинного
жеста и действия, "лицедейство". Если актер переходит эту грань, зритель
моментально чувствует "семиотический диссонанс", так как нарушается
естественная коммуникация. Изъян необычной пьесы заключается в том, что это
- реальность.
Итак, на сцене идет настоящая
жизнь, из нее нельзя выйти и переиграть ее заново. Вспомните самую первую строку:
"Мне нельзя уйти, антракта нет…". Действительно, это самое мучительное
состояние, в неподвижности наблюдать со стороны свои ошибки и не иметь возможности
что-либо изменить. Свою пьесу длиной в жизнь каждый из нас играет сам и несет
полную ответственность за это действие. И хотя не все в этой пьесе зависит от
нас самих, начинаем и кончаем мы ее в полном одиночестве, приходя и уходя в
бесконечную пустоту (вот она и снова заиграла, вторая строка).
"И цветы, конечно, принесут/ Вам - потом, в итоге - за кулисы./ И,
возможно, будет страшный суд./ А пока... Играйте же, Актриса!"
Мир поделен на две абсолютно
контрастные части: светлую и яркую живую сцену и бесконечную темную неподвижную
пустоту зала. В конце пьесы длиною в жизнь на сцене актерам вручают цветы. Зрителей,
окутанных темнотой зала, ждет страшный суд.
Страх перед реальной жизнью
сковывает наблюдающего героя, погружая его в неподвижность и темноту. Возникает,
как уже упоминалось, семантический диссонанс между искусственной (театром) и
реальной жизнью. Именно он ведет к грустному ощущению предрешенности, неизбежности.
Недаром в предпоследней строке проявляется семантическое поле смерти - Страшный
суд. А если вспомнить, что неподвижность, темнота и пустота и есть атрибуты
смерти, то это уже не первое проявление этого поля. Стихотворение названо "Мольба",
а молят, обычно, о чем-то недостижимом...
Но пока…. Пока она идет,
эта жизнь.
Да здравствует театр!