|
Cтихотворение с сайта http://stanza.zuzusoft.com
простые стихи о любви (Эклоге)
24-Oct-01 10:35
Автор: Дмитрий Макаров
_______________________Эклоге
ах, Москва монастырей и дверей!
обняла ты меня грустью своей,
спрятала в высокой заре...
я воскресну.
может быть, в декабре.
мы тогда поищем с тобой
то,
что я потерял весной.
поискать бы средь людей и вещей
и найти забытый ключ из ключей,
дверь открыть и войти в глубину времён.
и опять на Том проснуться плече,
и увидеть свой самый первый сон. |
Не простые стихи, и не совсем о любви...
|
"Я потерял так много вещей, что уже не
могу сосчитать их,
и сегодня эти потери - это то, чем я владею."
(Х.Л.Борхес Вчерашние владения.) |
Разумеется, первая мысль
при прочтении этого стихотворения - утрата и грусть от этой утраты. Об этом
вроде бы явно говорится в тексте и самим автором.
Но давайте посмотрим внимательней и снова перечитаем медленно-медленно каждую
строку. Обратите внимание на размер - это почти анапест. Такой размер и сам
по себе песенный, а тут он еще и слегка изменен в сторону усиления этого качества.
Вы слышите мелодический рисунок? Он же повторяется речитативом, как в молитве.
А вместо слов "Я воскресну", почему-то, ну просто само, встает обращенное
к богу "Аллилуйя!" Дальше идет небольшой перебив, и снова, тот же
напевный речитатив.
В первой же строке - монастырь, место сосредоточенья Божьей Благодати. Место,
где на Руси испокон века находили приют и убежище страждущие и смятенные души.
Место где каждый может подойти к богу настолько, насколько он способен. И двери
- двери! Символ перехода, место, где чужой превращаеся в своего, символ изменения
состояния. Вместо слова "обняла" так и хочется подставить "объяла",
приняла и заключила в себя, спрятала (вот и оно, слово из следующей строки).
Геометрическое пространство стиха построено так, что в первой его половине происходит
непрерывное спиральное движение вверх. Люди, уходя в монастырь, терялись (теряли
себя!) для обыденного мира. Спрятаться в Заре - раствориться в свете. Остается
пока одна непонятная деталь: о каком воскрешении идет речь?
Пойдем по строкам стиха
дальше.
Воскрешение - это возрождение,
но сколь о странном возрождении здесь говорится! Природа возрождается весной,
для новой жизни. А здесь происходит явная утрата (чего?) весной и возрождение
возможно только в декабре, в зимний холод и стужу. А может эти две загадки,
потеря и возрождение, более тесно связаны друг с другом? В следующем пятистишии
происходит медленный спиральный спуск вниз из царства света и высоты в глубь
и темноту времен. Вернее сказать, должен был бы произойти спуск. Однако обратите
внимание, все глаголы только в сослагательном наклонении. Это желанная, но неосуществимая
цель. Почему? И ответ на все эти вопросы, как мне кажется, заключен в самой
последней строчке стихотворения. "И увидеть свой самый первый сон".
Что может быть ключем из ключей, открывающим дверцу в самую глубь времен? Ключи,
хотя они могут и открывать и закрывать двери, всегда служат зримым символом
освобождения. Самые первые сны, и, заметим, самые яркие и запоминающиеся, человек
видит в детстве. Вырастая мы теряем детскую темную и инстинктивную душу, утрачиваем
наивность и ясность ощущений. Взамен мы приобретаем (со)Знание, взрослое знание.
То самое знание, которое несет свет, и несет печаль "и кто умножает познания,
умножает скорбь". Это познание приближает нас к богу, но изменяет наш внутренний
мир (ах, как точно это отражает слово соЗнание) и обременяет душу, и освобождение
от него невозможно. Именно эти образы возникали в первых строках. Вот откуда
эта грусть первых строчек. И даже если удастся найти этот ключ из ключей к своему
внутреннему пространству (разве не это и есть самая главная дверь) и открыть
эту золотую дверь, то иногда удается возрождение. Но такое воскрешение возможно
только как последовательное продвижение от одной стадии жизни к другой, повторяющую
по спирали прежнюю, но уже на новом витке знания( и опять, очень хочется поставить
здесь слово соЗнание). С окончанием весны (детства) происходит действительно
необратимая утрата. Если хотите, называйте это утратой невинности, потерянным
раем, или, если следовать названию стиха, потерей наивности любви.
Таким образом, главное
семантическое поле в этом стихотворениии - это поле Времени. А Время, в силу
необратимости, по крайней мере для человека, всегда содержит в себе значения
утраты и грусти.
|
|